Симонов Михаил Петрович


         Симонов Михаил Петрович - генеральный конструктор ОКБ имени П.О. Сухого. Родился 19 октября 1929 года в городе Ростов-на-Дону в семье учителей. В 1933 году с родителями уехал в подмосковный поселок Быково, затем в Алма-Ату, куда после аспирантуры получил распределение отец. Здесь Михаил провел военные годы, пошел в школу, увлекся авиацией, занимался в Обществе юных авиастроителей. После войны Симоновы переехали в родные края, город Каменск-Шахтинский Ростовской области. Здесь Михаил окончил среднюю школу. В 1947 году поступил в Новочеркасский политехнический институт по специализации "проектирование и эксплуатация автомобилей". К третьему курсу он уже был Сталинским стипендиатом. Активно занимался велосипедным спортом - шоссейными гонками, даже попал в студенческую сборную Российской Федерации. Но интерес к авиации не прошел, и в 1951 году студент Симонов по собственной просьбе был зачислен в Казанский авиационный институт, на четвертый курс самолетостроительного факультета. Окончив институт в 1954 году, остался там работать. Был заведующим лабораторией, ассистентом кафедры конструкций самолетов. В 1959 Симонов стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации при Казанском авиационном институте, где был главным конструктором и одновременно инструктором и лётчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В ОКБ спортивной авиации под руководством Симонова были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Симонов не только проектировал планеры, но еще и умудрялся летать и на спортивных самолетах, и практически на всех планерах, которыми располагал Советский Союз.
         В 1969 году был переведен в Москву, работал первым заместителем главного конструктора Долгопрудненского КБ автоматики, а с 1970 года - 1-й заместитель главного конструктора Таганрогского авиационного завода и начальник Ухтомского филиала этого завода. В 1970 -1979 года работал в ОКБ П.О. Сухого заместителем главного конструктора, главным конструктором. Руководил летными испытаниями и доводкой опытного самолета Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24.
         В начале 1975 года М.П. Симонов был назначен главным конструтором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии.
         В 1979 году из-за конфликта с тогдашним генеральным конструктором ОКБ им. П.О. Сухого Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Он уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования.
         В 1981 выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.
         В январе 1983 года Михаил Петрович Симонов был назначен Генеральным конструктором ОКБ имени П.О. Сухого (в 1995-1999 одновременно Генеральный директор ОКБ). Под его руководством и при непосредственном участии созданы боевые самолеты различного назначения Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и их многочисленные модификации, спортивно-пилотажные самолеты Су-26, Су-29, Су-31, пассажирский самолет С-80, экспериментальный самолет с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут», а также другие типы самолетов.
         К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию входили 32 предприятия, в том числе АО "ОКБ им. Сухого" (Москва) и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска. В 21 стране мира эксплуатировалось более 2,5 тысяч самолетов марки "Су". ВВС России были укомплектованы этими самолетами на 70%. 25 сентября 1997-го поднялся в небо прототип истребителя пятого поколения С-37 "Беркут" с крылом обратной стреловидности, тогда же прошли испытания легких однодвигательных УБС С-54, истребителя С-55 и палубного С-56.
         Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года за большой вклад в разработку новых образцов авиационной техники Симонову Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». В настоящее время продолжает руководить ОКБ им П.О. Сухого, входит в совет директоров ОАО "Компания "Сухой". Живет в Москве.
         Лауреат Ленинской премии (1976) и нескольких Государственных премий Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор Московского авиационного института, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания.
         Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
         Умер 4 марта 2011 года.
Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz