Греков Митрофан Борисович




         Греков Митрофан Борисович (наст. фамилия Мартыщенко), родился на хуторе Шарпаевка (Ростовская области) 15 июня 1882 в семье крестьянина, потомственного казака. В 1899 году по окончании Каменского училища он поступает в Одесское художественное училище, где учится у К.Костанди, Г. Ладыженского и, успешно закончив его и получив прекрасную рекомендацию, без экзаменов поступает в Петербургскую Академию художеств. Там он завершает свое художественное образование в мастерской И.Е. Репина, заслужив премию имени А. Куинджи, а затем в батальной мастерской Франца Рубо, который привлекает его как одного из наиболее талантливых учеников к реставрации панорамы «Оборона Севастополя» в 1908.
         Окончив Академию художеств в 1911 г., он после годичной воинской повинности пишет несколько картин на сюжеты из истории русских кавалерийских полков, в которых стремится передать истинный драматизм боевых действий.
         В 1914 г. призывается в действующую армию и служит конным ординарцем в казачьей сотне на германском фронте. В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, - "Бредут", "Корниловцы" (обе 1919), "Отверженные. Отступление корниловцев" (1922). Вместе с композицией "Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск" (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная Армия. Героем этих картин выступает не личность, а революционная стихия, "материализующаяся" в массе красноармейцев, вооруженного народа, вершащего свою историю.
         Отсутствие холодной рассудочности и живописной театральности, а также антимилитаристская направленность раннего творчества Грекова, глубокая правдивость в изображении суровых военных будней делает его преемником демократических традиций искусства .
         В 1923 г. художник завершает картину "В отряд к Буденному", имевшую определенный успех у военного руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и композиционный лаконизм, который будет характеризовать все дальнейшее творчество Грекова.
         В произведениях, написанных в последующие годы, начинает преобладать сильная динамика, страстный порыв; композиции приобретают остроту и одновременно большую глубину. В конце 1920-х гг. им создаются "Тачанка. "Пулеметам двигаться вперед!", "Взятие Новочеркасска" (обе 1925), "Красные части занимают хутор" (1926), "Кавалерийская атака" (1927), "Бой под Егорлыкской" (1927-29). Весь строй этих полотен проникнут романтическим революционным духом, выраженным в стремительном, вихревом движении людей и масс воздуха, недаром грековская "Тачанка" стала своеобразным символом гражданской войны.
         Напряженную работу живописца прервала скоропостижная смерть. Мастер так и не успел закончить свое главное произведение - панораму "Перекоп".
         Умер Греков в Севастополе 27 ноября 1934. В 1957 был открыт Дом-музей М.Б.Грекова в Новочеркасске.
         Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, созданной в Москве в 1935г.

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz